Н.П.Крымов
Крымов в Тарусе
Последние 30 лет своей жизни (с 1928 по 1957) каждое лето подряд (с ранней весны и до глубокой осени) Крымов живет и работает в Тарусе. В тарусских пейзажах художника эмоциональное и образное раскрытие природы нашло глубокое и полное преломление. В картинах «Таруса» (1928), «Летний вечер. Таруса» (1933), «Летний день в Тарусе» (1939—1940) выражены и жизнеутверждающая сила, и активность восприятия природы современным человеком. Величие природы, ее мощь и красота запечатлены художником в образах большой силы и значительности.
Постоянно проживая в Тарусе, Крымов создает поэтические картины всех состояний природы, но любимыми его мотивами остаются жаркие летние дни. Работы «Солнечный день в июне» (1947), «Жаркий полдень» (1948), «Цветы в крашеном ящике» (1948) пронизаны солнечным светом. Их композиционное мастерство и точность тоновых отношений бесспорны. Оптимизм, чувство спокойного и ровного восприятия жизни переходят и в работы художника 50-х годов.
Произведения 30—40-х годов демонстрируют зрелый реализм Крымова, стремление к глубокому обобщению. Образ родной природы обретает в пейзажах этого времени большое эпическое звучание, перерастая в образ Родины.
Крымов был художником разносторонним. Его талант живописца проявился не только в картинах, но и в театрально- декорационных работах, и в педагогической практике.
Вклад Н. П. Крымова в советское искусство велик. Отталкиваясь от реалистических традиций русского пейзажа второй половины XIX века, он продолжил их и обогатил новым миропониманием. Искусство Крымова глубоко современно. Это сказалось и в образном наполнении его картин, и в особенностях творческого метода.
В. МОРОЗОВА